РУС БЕЛ ENG

Гендерное воспитание

Гендерное воспитание. Что такое гендерное воспитание?

Гендерное воспитание.Что такое гендерное воспитание?

Гендер — это психологические, культурные и социальные различия между мужчинами и женщинами в конкретном обществе.

Гендерное воспитание означает взращивание ребёнка в соответствии с принятыми в конкретном обществе представлениями о роли мужчины и женщины. Гендерные установки закладываются в семье: мальчики ассоциируют себя с отцом, а девочки — с матерью.

Задачи гендерного воспитания — помочь детям осознать принадлежность к мужскому или женскому полу, адаптироваться в общество и начать играть по его правилам.

свернуть

Рекомендации по гендерному воспитанию подростков

Рекомендации по гендерному воспитанию подростков

Психологические особенности старших подростков 13-15 лет

Девушки и подростки вступают в период половой зрелости. Часть девочек вступает в репродуктивный период. У мальчиков это время отмечено как начало периода юношеской гиперсексуальности, продолжающейся до 18-19 лет. Ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение, заключающееся в построении отношений с противоположным полом. Для подростков характерна полярность психики:

  • целеустремленность, настойчивость, импульсивность;
  • настойчивость может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что – либо делать;
  • повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • потребность в общении сменяется желанием уединиться;
  • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью, деструктивным поведением;
  • нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

 Рекомендации родителям по гендерному воспитанию подростков

  1. Необходимо обеспечить подростка полной информацией о физиологических изменениях, происходящих в организме при половом созревании (поллюции, менструации, рост волос в области гениталий, груди и т.д.). О венерических заболеваниях, о существовании насилия в сексуальных отношениях, что такое секс, сексуальные отношения, способы контрацепции, секс и здоровье, переживания и страхи подросткового возраста и т.д. Наступление менструаций и поллюций застает врасплох неосведомленных мальчиков и девочек, поэтому так важно заранее подготовить подростков к этим изменениям, подчеркнуть здоровый характер этих процессов, объяснить их механизм, научить (закрепить навык) правилам личной гигиены.
  2. Уважать потребности своих детей (подростков) в формировании собственных границ и не нарушать их. Это важно, так как в этот период у детей развивается чувство личного, интимного пространства. И если взрослые уважают эту потребность, подростки постепенно учатся уважать и личную жизнь других людей.
  3. Быть тактичными и осторожными в высказываниях. Психофизиологической особенностью данного возраста является выбросом большого количества половых гормонов, что вызывает бурные эмоции, вспышки ярости и агрессии, немотивированную грусть, нервная система подростка не терпит грубого вмешательства и неуважительного отношения к своим переживаниям.
  4. Прививать скромность в половых вопросах, воспитывать правильное отношение будущего мужчины к девочкам, девушкам и женщинам (профилактика половой распущенности).
  5. Разговаривать на любые интимные темы, вызывающие интерес подростка. Многие подростки страдают от отсутствия в их жизни уважаемого ими взрослого, который сможет всегда выслушать и помочь в трудной ситуации. Будучи однажды отвергнутым или осмеянным при просьбе о совете по вопросу любовных или сексуальных отношений, подросток никогда впредь не возобновит разговор с взрослым, поскольку пубертатный период отличается особой ранимостью и чувствительностью личности.
  6. Не сводить половое воспитание к чрезмерной опеке (гиперконтролю) и ограниваться четкими указаниями, как поступать в том или ином случае.
  7. Совместно находить ответы в разрешении проблем, что значительно поднимает авторитет взрослого.
  8. Разграничить понятие «любовь» и «секс». Основа полового воспитания тесно связана с понятием «любовь», ведь любовь - моральная мера, которой измеряется половое поведение. Девочки и мальчики должны осознавать важность настоящей любви и знать, что сексуальные отношения существуют не ради секса, а во имя высшего выражения зрелой любви. У подростка необходимо развивать способность к чистой и красивой любви на примере взаимоотношений литературных героев и т.д. Зачатки данной способности наличествуют в душе каждого ребѐнка.
  9. Необходимо объяснять подросткам ценность переживания платонических отношений для адекватного формирования зрелой сексуальности, наличие взаимной ответственности двоих влюбленных, важность любви, заботы, уважения и душевной близости в интимных отношениях. В вопросах полового воспитания подросткам рекомендуется повременить с началом половой жизни до того момента, когда они достигнут зрелости (18 лет), получат исчерпывающую информацию о сексуальности и смогут построить безопасные сексуальные отношения.
  10. Отказаться от тактики запугивания, поскольку «запретный плод всегда сладок», а подросткам свойственно рискованное поведение, высокий уровень негативизма, не приемлят давление со стороны взрослого. В старшем школьном возрасте особое внимание следует уделять воспитанию моральных принципов:
  • добровольности (необходимое наличие взаимного желания партнѐров к вступлению в сексуальную близость)
  • уважение личности партнера;
  • уважение чужих сексуальных ценностей и убеждений (отсутствие права принуждения к сексуальной близости);
  • развитие навыков безопасного поведения в социуме;
  • алгоритм действий в случае сексуального насилия (где и как найти помощь).

В воспитании подростков рекомендуется расширение знаний об особенностях своего тела, здоровья, закрепление навыков личной гигиены, соблюдение режима дня школьника, проведение доверительных бесед , дискуссии по вопросам здорового образа жизни, чтение книг, рассказов и статей, просмотр Интернет-ресурсов и кинофильмов, художественных произведений, картин на актуальные темы подросткового возраста и т.д. При необходимости обращаться за консультацией узких специалистов (гинекологов, урологов, сексологов, врач-педиатр).

свернуть

Семья - главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка

Семья - главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка

Цель: Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитании, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.

Уважаемые родители!

В последнее время ученые предлагают в воспитании детей обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол.

В связи с этим разработана новая технология воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста.

Под гендерным воспитанием понимается развитие у детей определенных понятий, норм поведения ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определенной культуры.

Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.

В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

И именно гендерное направление в воспитании детей дает возможность формировать в детях качество мужественности и женственности. Готовность к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей, воспитывает культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.

В настоящее время в дошкольных и школьных образовательных учреждениях обучение и воспитание строится по принципу равенства полов. В итоге это способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Это замечательно.

Но с другой стороны, следует помнить, что развитие мальчиков и девочек протекает по-разному. Учеными накоплен ряд интересных фактов различия мальчиков и девочек в формировании и развитии моторики, зрительно восприятия, речи.  По-разному происходит и полоролевая идентификация. Причиной этих различий являются как биологические, так и социальные факторы.

Большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания, - женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т. п. Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение, сколько осуждают «немужское» («тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это объясняет, почему у девочек полоролевая идентификация является непрерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков. Таким образом, в дальнейшем своем развитии мальчику предстоит трудная задача: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую.

Конечно, идеальным вариантом работы в этом направлении было бы привлечение мужчин в сферу образования и воспитания. Но реальность сегодняшнего дня не дает такой возможности. Профессия педагога остается практически женской прерогативой. Поэтому проблема формирования половой идентичности напоминает о необходимости её решения в интересах подрастающего поколения. И именно семья является для ребенка первым и наиглавнейшим социальным фактором влияния. Процесс становления гендерной идентичности происходит в условиях семьи

Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:

От отношения родителей к ребенку,

От характера родительских установок,

От привязанности матери к ребенку,

От привязанности ребенка к матери,

От роли отца в воспитании ребенка.

Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности и в частности на половой идентификации ребенка. Личностные качества родителей также играют здесь немаловажную роль. Так же как и наличие у ребенка полной семьи, т.е. присутствие в его жизни полноценных папы и мамы.

Установлено, что наиболее выраженная идентификация с родителем того или иного пола у мальчиков происходит в возрасте 5-7 лет, а у девочек – в возрасте 3-8 лет. Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того или иного пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки для мальчиков и бабушки для девочек).

Более поздние исследователи говорят о том, что очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию, и как следствие отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребёнок часто не осознаёт роли, отведённой его полу. Подобная асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего родителем является «мать-одиночка» или бабушка.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность (женственность). Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким. Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка.

Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики в этом возрасте и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола. Дочери разведённых родителей перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу и к мужскому полу вообще.

Не однозначно и влияние отцов. Например, напряжённые, плохие отношения с отцами сильнее влияют на формирование половых девиаций у мальчиков и девочек, чем взаимоотношения с матерью. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребёнок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.

По данным отечественных психологов, неудовлетворенная потребность в общении с родителем своего пола приводит к идентификации с родителем другого пола. Для девочек атмосфера в семье является более благоприятной, чем для мальчиков, у которых чаще не удовлетворяется потребность в близких отношениях с родителями и потребность в безопасности. Идентификация у девочек протекает успешнее: 43 % девочек против 8 % мальчиков имеют, по данным автора, высокую степень идентификации с родителем своего пола. У мальчиков чаще встречается неадекватная или нечеткая идентификация, связанная с отсутствием отца в семье. Мальчики, фактически с момента рождения, живущие без отца, ориентируются в мужских занятиях больше на взаимодействие с воображаемым отцом.

Интересна роль фактора депривации в формировании гендерной идентичности. Некоторые исследования показывают, что она является своего рода механизмом половой идентификации. Особенно важно, что этот механизм активно включается именно у мальчиков в условиях современного социума.

Дети не приемлют в своём обществе других детей, чье поведение не соответствует полоролевой идентификации. Так женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики. Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а эмоциональный дефицит. То есть ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола. У мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:

1) для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу;

2) давление на мальчиков при проявлении женских качеств сильнее, чем на девочек с проявлением мужских качеств; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);

3) в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях процесс становления гендерной идентичности для мальчиков проходит довольно проблематично и поэтому в семейном воспитании необходимо учитывать и применять дифференцированные формы воспитания девочек и мальчиков с учетом их различий.

Компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания зависит от их систематического и целенаправленного самообразования и саморазвития.

свернуть

Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье

Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье

От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются в дошкольном возрасте.

Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.

Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу «так, как воспитывали меня».

Рекомендации по воспитанию девочек

Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.

У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к «женским» домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.

Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.

Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.

Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!

Рекомендации по воспитанию мальчиков

Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.

Мальчикам нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.

Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы). 

Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЕТ, как нужно воспитывать мужчину.

Формировать в мальчиках чувство ответственности.

Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.

Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.

Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.

свернуть

Мужские и женские роли в семье

Мужские и женские роли в семье

Природа уверенно распределила мужские и женские роли в семье, и хотя, они отличаются по функциям, однако по значимости они абсолютно равны. Мужская роль включает в себя главенство в семье, функции защитника и кормильца. А женская роль заключается в том, чтобы быть превосходной женой, матерью и хозяйкой в доме. С ведением домашнего хозяйства и материнством проблем нет – все понимают верно эти понятия и функции. А вот с ролью жены несколько сложнее, она состоит в том, чтобы поддерживать, понимать и принимать своего мужа, вдохновлять его на успех и быть верным помощником.

Самый эффективный вид сотрудничества во всех сферах деятельности человека – это разделение обязанностей (ролей), это же касается и семьи. Если каждый из супругов знают и успешно справляются со своими ролями, то семья обречена на успех. Проблемы начинают возникать тогда, когда муж или жена, или оба не имеют желания исполнять свои функции, пытаются осилить чужие, или вмешиваются в роли другого. Безупречная жена строит карьеру в семье. Её роль исключительно женская, заключается в поддержании мужа, помощи в исполнении его функций, но не делать за супруга его работу.

Эффективность и преданность в выполнении своих ролей всегда сопровождается большим успехом в семейной, деловой и общественной жизни.

И все абсолютно наоборот, когда кто-то из членов семьи пытается исполнять чужие роли, отказывается выполнять свои функции, или слишком озабочен тем, как выполняют свои функции другие, играя роль строгого надзирателя.

Успех в исполнении своих функций зависит от того, насколько хорошо вы выполняете свою женскую роль в жизни и в семье в частности. Это должно заботить только вас. Не исключено, что у вас есть возможность нанимать помощников для организации домашнего быта, или попросить помогать вам в этом детей. Но в любом случае, ответственность за порядок в этой сфере лежит только на вас.

Овладев женскими навыками и умениями, вы сможете добиться еще больших успехов на семейном поприще. Для этого вы можете научиться готовить, вести домашнее хозяйство, обустраивать домашний быт так, чтобы в нем было комфортно. Обратите внимание на женскую бережливость и на воспитание детей. Посвятите себя полностью семье и приложите максимум усилий для достижения гармонии и благополучия в доме.

То, что вы поможете вашему мужу достичь успеха в исполнении его функции, станет и вашим успехов в создании благополучной семьи. В этом вам помогут знания трех мужских потребностей:

У мужчины должна быть возможность выполнять свои функции главы семьи, кормильца и защитника.

Мужчина должен ощущать эту потребность в своей семье.

Важно, чтобы мужчина имел превосходство над женщиной в этой области.

В современном обществе тенденция к тому, что эти исходные принципы все время нарушаются. Произошло вторжение женщины на территорию мужчины. В результате у нас в наличии поколение матерей, которые работают, конкурируют с мужчинами в продвижении по карьерной лестнице, в величине доходов.

В домашней обстановке тоже далеко не все спокойно. Женщина привыкла быть руководителем на работе, и то же самое пытается сделать дома, выполнять все по-своему. Женщина стала выполнять очень многие функции, мужские по определению, самостоятельно. Большая утрата для обоих в паре то, что женщина стала независимая, и это приводит к тому, что она перестала испытывать потребность в защите мужчине и его обеспечении.

Из-за того, что мужчина не чувствует потребностей в его мужских функциях, не ощущает надобности в себе, и потому не чувствует необходимость быть настоящим мужчиной. Для того, чтобы более соответствовать взятой на себя работы, женщина приобретает мужские особенности характера. Эта значит утрату женственности, присущего женского обаяния и женской нежности. Женщина становится подвержена стрессу, проявляется постоянная нервозность, когда она пытается взять на себя ответственность ту, которую обычно должен брать мужчина. Это провоцирует утрату столько важной и необходимой умиротворенности, которая нужна для создания счастливой семьи. Если женщина тратит много сил и времени на выполнение работы, предназначенной мужчинам, она откидывает от себя те важные функции, которые свойственны именно женщине. В результате от этого проигрывает вся семья.

Чтобы семья была успешной и счастливой, женщина обязана твердо помнить о том, что мужчина глава семьи, кормилец и защитник. Счастье мужа напрямую зависит от того, как он выполняет свою мужскую роль в семье, и чувствует ли вашу поддержку, свою нужность семье.

Оставьте мужчине возможность руководить семьей, выполнять мужскую работу в доме, обеспечивать всем необходимым вас и семью. Только крайняя необходимость может позволить вам зайти за границы ваших функций и исполнять мужские работы.

Не стоит ждать от мужчины совершенства в исполнении его мужской роли. Вы сделаете лучше и себе и мужчине, если не будете придираться по мелочам и вмешиваться в его деятельность. Если вы столкнулись с проблемами, а мужчина не пользуется своими мужскими функциями защитника, не стоит жаловаться. Будет лучше, если вы просто скажите, что у вас проблема, четко и ясно расскажите ему основную суть проблемы и какие могут быть последствия. Следующим шагом будет вопрос: «какие у тебя мысли по этому поводу? Что можно сделать в данной ситуации?». Тем самым вы дадите ему понять, что он глава семьи, передадите свою трудность вашему мужчине, и это будет хороший повод для мужчины почувствовать себя нужным. Изменения могут занять достаточно времени, поэтому рекомендуется вам набраться терпения в том случае, если мужчина не берется за решение вопроса даже после того, как вы ему все расскажите.

Начало изменений можно положить похвалами мужчины. Мужскую роль не так-то легко исполнять и скоро вы узнаете почему. Самой большой наградой для мужчины станет ваша похвала. Не жалейте слов благодарности. Эффект будет больше, чем когда мужчина получает награду за труд. И не забывайте постоянно и ответственно выполнять свои обязанности по обустройству домашнего очага.

Таким образом, вам удастся провести четкую границу между функциями мужчины и женщины, и поможете успешно вести мужские дела мужчине.

Если не определить четко мужские и женские роли, то это грозит смешением функций. И тогда мужчина начинает делать какую-то часть женской работы, а женщина – мужской. Все поправимо, если такое распределение ролей временное, но в случае, когда это происходит постоянно, то целостности семьи это наносит вред.

В воспитании детей нужно уделять внимание развитию природных свойств по половому определению, а для этого им нужно наблюдать в родителях достаточно четкие образы мужчины и женщины для собственного подражания. При исполнении своей женской роли, мама показывает свой нежный женский образ. Когда она выполняет свои женские дела с такой любовью и нежностью, которая может быть присуща только женщинам, когда она ходит в женственной одежде, нежно заботится о детях, выполняет свои домашние обязанности, то смотря на неё, дети формируют женский образ. Когда она при исполнении своих функций излучает удовлетворение своей жизнью и счастье, женщина помогает нарисовать своим детям благоприятную картину женственности.

Когда дети видят в отце сильного лидера, когда отец проявляет свои функции кормильца и защитника в действии, когда он с уверенность берет на себя ответственность, при этом получая удовольствие от происходящего, это формирует благоприятную почву для развития таких качеств в сыновьях и становятся примером для будущего мужа девушкам.

Девочки будут тянуться к женственному, а мальчики – к мужественному в том случае, когда в семье существует четкое наглядное отличие в образах мужчины и женщины.

Если в семье складывает не так, как определено природой, когда нет четких границ между распределением функций, то это может грозить серьезной проблемой. По статистике в домах, где обязанности мужчины и женщины были нечеткими, часто возникали случаи гомосексуальности. Дети в семьях с подобными устоями не могли получить конкретного представления о мужских и женских функциях, и у них не был формирован идеал для подражания.

Процесс воспитания научит детей многому тому, что им поможет успешно передвигаться по жизни, чтобы быть счастливыми. Однако, самому важному, чему дети могут научиться в семье – это мальчику стать мужественному, а девочке – женственной.

свернуть

Рекомендации родителям по гендерному воспитанию подростков

Рекомендации родителям по гендерному воспитанию подростков (12-15 лет)

1. Необходимо обеспечить подростка полной информацией о физиологических изменениях, происходящих в организме при половом созревании (поллюции, менструации, рост волос в области гениталий, груди и т.д.).

2.Уважать потребности своих детей (подростков) в формировании собственных границ и не нарушать их. Это важно, так как в этот период у детей развивается чувство личного, интимного пространства. И если взрослые уважают эту потребность, подростки постепенно учатся уважать и личную жизнь других людей.

3.Быть тактичными и осторожными в высказываниях.

4.Прививать скромность в половых вопросах, воспитывать правильное отношение будущего мужчины к девочкам, девушкам и женщинам (профилактика половой распущенности).

5.Разговаривать на любые интимные темы, вызывающие интерес ребёнка. Будучи однажды отвергнутым или осмеянным при просьбе о совете по вопросу любовных или сексуальных отношений, подросток никогда впредь не возобновит разговор с взрослым.

6. Не сводить половое воспитание к чрезмерной опеке (гиперконтролю) и ограниваться четкими указаниями, как поступать в том или ином случае.

7. Совместно находить ответы в разрешении проблем, что значительно поднимает авторитет взрослого.

8. Разграничить понятие «любовь» и «секс». Основа полового воспитания тесно связана с понятием «любовь», ведь любовь - моральная мера, которой измеряется половое поведение.

9. Необходимо объяснять подросткам ценность переживания платонических отношений для адекватного формирования зрелой сексуальности, наличие взаимной ответственности двоих влюбленных, важность любви, заботы, уважения и душевной близости в интимных отношениях. В вопросах полового воспитания подросткам рекомендуется повременить с началом половой жизни до того момента, когда они достигнут зрелости (18 лет), получат исчерпывающую информацию о сексуальности и смогут построить безопасные сексуальные отношения.

10. Отказаться от тактики запугивания, поскольку «запретный плод всегда сладок», а подросткам свойственно рискованное поведение, высокий уровень негативизма, не приемлят давление со стороны взрослого.

В старшем школьном возрасте особое внимание следует уделять воспитанию моральных принципов:

  • добровольности (необходимое наличие взаимного желания партнѐров к вступлению в сексуальную близость)
  • уважение личности партнера;
  • уважение чужих сексуальных ценностей и убеждений (отсутствие права принуждения к сексуальной близости);
  • развитие навыков безопасного поведения в социуме;
  • алгоритм действий в случае сексуального насилия (где и как найти помощь)
свернуть

Рекомендации родителям о правилах формирования у детей сексуальной грамотности

Рекомендации родителям о правилах формирования у детей сексуальной грамотности

1) Начинайте как можно раньше

Если ребенок с детства получает соответствующую его возрасту и развитию информацию о взаимоотношениях, знает правильные названия всех частей тела и чувствует, что родители являются надежными советчиками, вероятнее всего, общение с ним в старшем возрасте на более откровенные темы не вызовет трудностей. Если же родители никогда ранее не говорили с ребенком на сексуальные темы, то подросток, стоящий на пороге половой зрелости, может воспринять попытки «профилактической беседы» с удивлением и опаской. Ведь в этом возрасте он уже имеет определенные представления о сексуальности, а иногда – и определенный личный опыт.

2) Учитывайте возраст и говорите простым языком

Пока ребенок маленький, говорить с ним о том, что его интересует, легко. Главное – отвечать спокойно и понятным языком, подчеркивая, что речь идет об обычных вещах. Начать лучше с биологических различий мужчин и женщин, объясняя слова, которые он может услышать вне дома или с экрана телевизора. Но ограничиваться одной биологией неверно: лучше, чтобы ребенок изначально воспринимал сексуальные отношения как одно из проявлений любви.

Тема вашего разговора с ребенком обязательно должна соответствовать его возрасту. Разговаривать о презервативе в 5 лет еще рано, а в 15 – для большинства подростков уже поздно. Ответив на вопрос ребенка, убедитесь, что он понял ваши слова и узнал то, что хотел. Если вы не можете ответить, не бойтесь признаться в этом. Хорошо, если после вашего разговора у ребенка появятся новые вопросы.

3) Выбирайте для разговора удобное время, место и возможность

Ваше общение должно происходить в атмосфере доверия и открытости. Используйте разные жизненные случаи для «воспитательных моментов» – прокомментируйте ситуацию, свидетелями которой вы стали, обсудите случившееся в школе, сюжет фильма или книгу.

4) Каждый вопрос имеет право на ответ

Если вы игнорируете вопросы или пытаетесь избежать разговора, вы тем самым даете ребенку понять, что ему не стоит обращаться к вам. Никогда не отвечайте: «Ты для этого еще слишком мал (мала)!» Если ваш ребенок дорос до того, чтобы спросить, значит, он достаточно взрослый и для того, чтобы получить ответ. Если вы не готовы ответить сразу, пообещайте найти ответ, и будет лучше, если вы сделаете это вместе с ребенком.

5) Не делайте предположений

Внимательно слушайте, о чем он говорит и о чем спрашивает. Отвечайте на его вопросы, а не на свои собственные опасения и страхи.

6) Проявляйте уважение

Всегда внимательно выслушивайте ребенка и никогда не смейтесь над его вопросами. То, что вам, с вашим опытом взрослой жизни, может показаться незначительным и недостойным внимания, может быть очень важным для вашего ребенка. Не обсуждайте в его присутствии то, что его волнует или интересует, с другими взрослыми.

7) Поощряйте самостоятельность

Каждый подросток хочет почувствовать себя взрослым. Обсудите ситуацию и предложите подростку самому принять решение, исходя из полученной информации. Постарайтесь выработать у ребенка навыки самостоятельного принятия решений и умение сказать «нет».

8) Не только риски

Помните, что половое воспитание должно охватывать различные темы, а именно вопросы ценностей, отношений, заботы, эмоциональной близости, любви, ответственности, семьи, материнства и отцовства, а не ограничиваться информацией о физиологических аспектах половых отношений и сопровождающих их рисках.

9) Предлагайте другие источники информации

Если вы боитесь что-то напутать или не можете преодолеть смущение в разговоре с ребенком об отношениях полов, предоставьте ему возможность самому прочитать об этом или прочитайте вместе с ним. Сегодня есть немало книг, рассчитанных на разный возраст, которые наглядно и бережно донесут все необходимые сведения до ребенка будут относить.

10) При необходимости обращаться за консультацией узких специалистов(гинекологов, урологов, сексологов, врач-педиатр).

свернуть
поделиться в: