РУС БЕЛ ENG

Консультации для родителей

Родителям о дактильной речи

Консультация для родителей «Родителям о дактильной речи»

Использование дактильной формы речи ускоряет овладение речью в устной и письменной форме.

Цель:

  1. создание условий в семье для устно-дактильного развития дошкольников.
  2. привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе детей.
  3. повышение педагогической компетенции родителей по проблеме устно-дактильного развития в условиях семьи.

Для того чтобы уберечь ребенка с нарушением слуха от немоты, научить общаться, развить способность воспринимать устную речь окружающих людей, должны быть использованы все возможные средства. Одним их таких эффективных и доступных средств обучения детей является дактильная речь.

Что же такое дактильная речь и какова ее роль в обучении неслышащих дошкольников?

Слышащий ребенок усваивает устную речь путем восприятия речи на слух и подражания. Процесс этот происходит без каких-либо сознательных усилий со стороны ребенка. Нарушение слуха приводит к тому, что восприятие устной речи на слух становится невозможным или значительно затрудняется. Устной речью ребенок с нарушением слуха овладевает длительное время, испытывая при этом значительные трудности.

В обучении детей с нарушением слуха языку используется письменная форма речи – каждое слово предъявляется ребенку в письменном виде. Восприятие целых слов по письменным таблицам представляет для ребенка значительные трудности, и речевой материал накапливается медленно. А пользование только устным словом, которое усваивается с большими трудностями, может надолго затормозить процесс овладения детьми речью и речевым мышлением.

Дактильная речь, используемая в обучении неслышащих детей, и есть средство, позволяющее значительно ускорить и облегчить формирование словесной речи.

Дактильную речь неосведомленные родители путают с мимикой или с жестовой речью. Жестовой речи детей в детском саду не обучают. Ведущие сурдопедагоги призывают к широкому использованию дактильной речи как средству предупреждения нежелательного развития у детей мимической речи вместо словесной.

Дактильная речь – это форма словесной речи. Она позволяет членить слово на части (буквы) и представляет каждую букву в виде особого статического положения пальцев, а слово в целом в виде движущихся пальцев руки.

Ближе всего дактильная речь стоит к письменной речи. В дактильной азбуке 33 знака, каждый знак точно соответствует букве алфавита. Дактилирующий слово как бы «пишет» его в воздухе знаками. Дактилируют слово точно так же, как пишут (орфографически правильно), поэтому усваивая дактильную речь, ребенок будет постигать грамоту. Дактильный знак дети легче воспринимают и значительно легче воспроизводят, чем звук. Исследования показали, что даже дети двух с половиною лет могут овладеть дактильной азбукой, а трехлетние усваивают ее за 30 дней. Это имеет большое значение, потому что к ребенку, овладевшему дактильной азбукой, можно обращаться при помощи дактильного слова, называть ему, как слышащему, любой предмет в любой обстановке. При этом ребенок точно воспримет буквенный состав и грамматическую форму каждого слова, так как при дактилировании предложение строится так же, как и пишется. Так начинается обучение речи в общении. Со временем, научившись произносить звуки, ребенок будет говорить устно все те слова и выражения, которые он к этому времени сможет правильно сказать на память дактильно. Таким образом, дактильная речь – не цель, а средство, облегчающее формирование у детей с нарушением слуха словесной речи.

Дактильные знаки освобождают педагога от необходимости форсировать у ребенка постановку звуков, позволяют задержаться для более тщательной отработки произношения. Самоконтроль за произношением у дошкольников не сформирован, поэтому дети в самостоятельной речи допускают много ошибок. Дактилология позволяет осуществлять контроль за произношением детей. Опираясь на дактилирование во время произношения слов, дети лучше проговаривают звуки.

Дактилируя слова, дети быстрее запоминают их звукобуквенный состав, что позволяет во много раз увеличить объем словаря, и активно включить ребенка в процесс общения.

Широкое использование дактильной речи помогает ребенку лучше узнавать слова с губ. Дело в том, что зрением, читая с губ, можно воспринять лишь часть произносимых звуков. Легко различаются гласные звуки а, о, у, е, и; группа согласных п-б-м отличается от т-д-н или от ш-ж-ч-щ. Но внутри каждой группы звуки зрительно воспринимаются одинаково. Звуки к, г, х вовсе не видны.

Познакомившись со словом в дактильной форме, усвоив его значение, овладев буквенным составом, ребенок гораздо легче сумеет прочесть это слово по губам, по памяти восполнив невидимые или видимые нечетко звуки. Таким образом, дактильная речь оказывает большое влияние на уровень общего развития неслышащего ребенка.

Овладение дактилологией происходит у детей на основе подражания. Обучение необходимо начинать с упражнений, которые развивают у ребенка умение подражать движениям взрослого.

Вначале это крупные, легко различимые движения рук, головы, ног, туловища. Поднять обе руки вверх и опустить. Хлопать над головой. Потрясти кистями рук. Сложить руки на груди, соединить на голове. Наклонить голову вниз. Топать двумя ногами. Топать одной ногой. Приседать. Наклониться вперед, в стороны. Эти движения проводятся стоя.

Сидя на стульчиках, можно положить руки на колени, убрать за спину, похлопать по коленям, наклониться и коснуться руками пола. Для того, чтобы сделать упражнения привлекательными для малышей, можно использовать игрушки, кубики, ленты, флажки. На одно занятие берут 5-6 движений, повторяют их 2-3 раза, тщательно следя за тем, чтобы ребенок выполнял движения как можно более точно.

Постепенно, по мере развития навыка, для подражания берут более мелкие движения (движения пальцев, движения речевых органов). Эти упражнения проводятся с детьми за столом или перед зеркалом. Сядьте за стол друг против друга, дайте ребенку бутылку и мелкие предметы: пуговицы, фасоль, горох, бусинки. Покажите ребенку, что нужно все предметы собрать в бутылку. Начните сами, а дальше учите ребенка действовать по сигналу: Возьми. Брось.

Затем положите руку на стол раскрытой ладонью вверх и начинайте последовательно сгибать пальцы, собирая их в кулак, затем так же последовательно их разгибайте. Поочередно прикладывайте кончики пальцев к большому пальцу, пальцы одной руки к пальцам другой. Помогите ребенку точно выполнить эти движения, сложить пальчики. Необходимо учить ребенка помогать себе другой рукой. Часть этих движений является элементами дактильных знаков.

Через несколько занятий можно уже использовать для подражания дактильные знаки. Необходимо, чтобы во время упражнений на подражание глаза ребенка привыкли различать, а пальчики воспроизводить дактильные знаки.

Во время первых упражнений берутся более легкие для воспроизведения и резко отличающиеся между собой знаки: а-в, о-л, у-с, ч-у, р-м. Пока еще их не связывают с буквами. Сначала воспроизводите знаки, держа руку на столе, а затем, опираясь локтем о стол, показывайте их в воздухе. Например, положите одну руку на стол ладонью вниз, потом другую так же пальцами вперед. Ставьте руку на локоть и показывайте так же знак. Это уже буква В. Сожмите пальцы в кулачок. Это буква А. Помните, от ребенка необходимо требовать точного подражания!

Группы знаков для запоминания

А, В, Г        Ф, П, У

Ч, Я, Е        Ш, Э, М

Р, И, Ж        Х, Б, Ъ

Ы, Ц, Д        О, С, К

Е, Л, З         Н, Т, Ю        Щ, Ь, И

Учите дактильную азбуку в такой последовательности.

Занятия должны быть не утомительными для ребенка: 8-10 движений, выполненных в группе более занимательных упражнений на подражание. Каждый день, повторяя ранее усвоенные знаки, включайте 3-4 новых, повторяйте их по 2-3 раза. Неправильно воспроизведенный ребенком знак обязательно исправляйте. Своими руками придавайте нужное положение пальцам ребенка, учите ребенка помогать себе левой рукой.

После знаков, резко отличающихся по изображению, переходите к сходным знакам: о, р, н; п, л, д; т, ш, щ. Привлекайте внимание ребенка к трудно уловимым различиям в знаках. Дайте ему ощупать знак, который вы показываете, чтобы он не только увидел, но и почувствовал разницу в движениях.

Постарайтесь сделать эти упражнения забавными для того, чтобы ребенку не наскучило повторять движения. Например, вытянутую руку со знаком А неожиданно и быстро уберите за спину. Ребенок не разглядел. Снова покажите знак и вновь уберите. Теперь ребенок разглядел и покажет правильно. То же проделайте с другими знаками. В другой раз накройте руку нарядным платочком. Заглядывайте под платочек, интригуйте ребенка. Дайте ему ощупать знак, который вы показываете под платочком. Используйте другой прием – поменяйтесь с ребенком ролями. Он – учитель, вы – ученик. Ребенок показывает знак, вы – повторяете. Учите ребенка быть внимательным, замечать ваши «ошибки», исправлять их.

Долго задерживаться на подражании отдельным знакам не рекомендуется. Как только ребенок с вашей помощью или самостоятельно сможет воспроизводить 5-6 знаков, переходите к обучению его подражанию слову, сказанному дактильно. Например, ребенок легко показывает знаки а, н, д, и. Учите его словам, составленным из этих знаков. Так, передавая ребенку игрушку, покажите «На», а желая получить что-то от ребенка, покажите «Дай». Теперь показывайте знаки уже не раздельно, а слитно. Слова, взятые для дактилирования, должны быть ребенку хорошо знакомы. Благодаря этому сочетания знаков приобретут для ребенка значение.

Усвоение слов в дактильной форме пойдет быстрее, если другие члены семьи будут пользоваться ими в общении с ребенком, а также в присутствии ребенка обращаться этими словами друг к другу. Это облегчит ребенку понимание значения слов и осознание смысла пользования ими. Одновременно с показом пальцами произносите слова устно.

Если ваш ребенок вместо жеста скажет дактильно «Дай» - это уже ваш успех, результат обучения. Ребенок начал усваивать словесную речь, чтобы пользоваться ею в общении вместо жестов. Насколько сложным окажется для ребенка этот процесс, будет зависеть от его возраста, развившихся у него навыков внимания и подражания, от вашей настойчивости в требованиях.

То есть, успех в развитии вашего ребенка прямым образом зависит от вашего желания помочь ему, от ваших усилий, от вашего терпения и труда.

свернуть

Профилактика травматизма детей с нарушением слуха на дорогах города

Консультация для родителей

«Профилактика травматизма детей с нарушением слуха на дорогах города»

Цель: знакомить детей с правилами дорожного движения, а также формировать у них практические навыки поведения на улицах города.

Начиная с момента, как ребенок начинает ходить он подвержен различным опасностям. Это касается всех детей, но особенно детей с нарушением слуха. Задача родителей научить ребенка любого возраста быть ориентированным в окружающей среде. Необходимо избегать необоснованных мер безопасности, так как это может негативно повлиять на детей и сделать их неуверенными, неспособными преодолевать даже незначительные трудности. Но и нельзя предоставлять им излишнюю самостоятельность, так как дети оставленные без присмотра в большей степени подвержены опасным происшествиям.

Дети с нарушением слуха дошкольного возраста, как правило, находятся в присутствии родителей. Особенная опасность поджидает на улице. При прогулке по улице, при движении по тротуару, приучайте ребенка идти рядом со взрослым, крепко держась за руку. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

Готовясь перейти дорогу, остановитесь осмотрите проезжую часть. Объясните ребенку где нужно стоять, не бежать , не переходить наискосок, не разговаривать и быть предельно внимательным. Идти только на зеленый сигнал светофора, ребенок должен привыкнуть, что на красный и желтый сигналы не переходят, даже если нет транспорта.

Дети, страдающие нарушением слуха, даже односторонним снижением, должны быть твердо приучены совершать все маневры движения после зрительного подкрепления. Одностороннее снижение слуха лишает ребенка стерео эффекта, когда невозможно правильно оценить направление источника звука, оценить расстояние до транспорта либо другого звучащего объекта.

Аналогичные мероприятия касаются при пользовании общественным транспортом (посадка и высадка, проезд).

Три «закона» безопасности пешехода на дороге

  1. Главными условиями безопасности дорожного движения являются: видимость и обзорность.

Видимость - это возможность различать детали дорожной обстановки. Она зависит от погодных условии, освещения, степени контраста проезжей части по отношению к другим элементам дороги. Обзорность - это возможность наблюдать проезжую часть и дорожную обстановку перед собой и сторонам. т. е. отсутствие в поле зрения человека различных препятствий на дороге. Пешеходу это не менее важно, чем водителю. Недаром первое правило пешехода – переходи дорогу гам. где она хорошо просматривается в обе стороны.

  1. Правило «темного подвала»: не видишь - остановись

Представьте себе, что вы с улицы входите в совершенно тёмное помещение, к примеру, в подвал. Далее, если это помещение не знакомо входящему. то его действия будут такими: он или остановится, или замедлит движение, будет ждать, когда его глаза привыкнут к темноте. В лучшем случае, пойдет, но очень медленно, постоянно вглядываясь вперёд и по сторонам, или на ощупь, крадучись. Это происходит потому, что впереди может быть непредвиденная опасность - «ловушка».

Так и на дороге: в сложной ситуации, особенно при недостаточной обзорности и видимости, вспомните про «тёмный подвал» и эта ассоциация, а вернее внутренний сигнал «Стоп! Опасность!», убережёт вас от дорожных «ловушек».

  1. Действуй безопасно!

Важно предвидеть опасную дорожную ситуацию - «ловушку». Во всём мире используется технология «защитного вождения», когда водитель учитывает возможность ошибок других участников дорожного движения и выправляет дородную ситуацию своими опережающими действиями. Но так должны действовать не только водители, но и пешеходы.

Будьте готовы, что из-за стоящей машины может выехать другая, что движущийся автобус может скрыть за собой другой транспорт, что недисциплинированный водитель может не пропустить вас на пешеходном переходе, а транспорт на скользкой дороге остановится не сразу после нажатия на педаль тормоза.

Помните! Ребёнок учится законом дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей.

СОХРАНИМ ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ НАШИХ ДЕТЕЙ!

свернуть

Здоровый образ жизни в семье

Воспитание детей — большая радость и большая ответственность и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие — необходимо, каждый ребёнок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной и в работе дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Рост количества детских заболеваний связан не только социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни семьи ребёнка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребёнка (гиподинамии) неизбежно происходят ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребёнка. Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье.

ЗОЖ

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в младенческом возрасте». К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества здоровье ещё не стоит на первом месте среди потребностей человека. К сожалению некоторые родители не могут служить для ребёнка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребёнка к здоровому образу жизни.

Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребёнка, его работоспособности. И важным здесь являются правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определённому ритму. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни. Если же ребёнка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребёнок быстро теряет интерес к этому.

Что такое закаливание? Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счёт того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями — увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счёт увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом. Заниматься должны уже сейчас, когда ребёнок ходит в детский сад.

При поступлении ребёнка в школу важно учитывать не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. И нет никакой необходимости пичкать ребёнка перед школой знаниями. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребёнка. Следует помнить, что «раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления, в результате чего снижается интерес к учёбе. Подготовка к школе в детском саду осуществляется не только на занятиях по математике и развитию речи, но и на физкультурных занятиях, на которых у детей формируются необходимые для успешного обучения в школе внимание, мышление, память, речь, воображение, тонкая моторика рук, координация движений; а также в игровой деятельности детей. Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма.

ЗОЖ

Что должны сделать взрослые, чтобы каждый день жизнь ребёнка стало началом в укреплении его здоровья? Велика роль примера самих родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми, затем родителям надо хорошо ознакомится с комплексами упражнений, которые дети выполняют в детском саду. Тогда мы вместе добьёмся более высоких результатов в физическом развитии наших детей.

свернуть

Развитие зрительно-слухового сосредоточения ребенка

Развитие зрительно-слухового сосредоточения ребенка.

Зрительная ориентировочная активность

Зрительное сосредоточение в процессе онтогенеза слышащего ребенка появляется раньше слухового. В нашем случае мы первично говорим о формировании зрительного сосредоточения и активности, что связано с отсутствием у глухих детей слухового опыта. Т.е. на базе зрительной активности нами предполагается формирование зрительно-слухового сосредоточения детей после кохлеарной имплантации (КИ).

Кроме того, зрительное сосредоточение является предпосылкой к развитию подражательных навыков детей. При этом зрительное сосредоточение внешне проявляется следующим образом: ребенок замирает и задерживает взгляд на ярком или интересном для него предмете. Формирование зрительной ориентировочной активности предполагает: развитие зрительного сосредоточения (формируют рассматривание ребенком лица взрослого и своего лица в зеркале) и слежения (за движущейся игрушкой, звучащей игрушкой, говорящим взрослым в различных положениях ребенка), развитие зрительных дифференцировок.

В целях развития дифференцировок, например, по цвету и форме показывают детям разнообразные по форме и цвету игрушки. На данном этапе детей учат фиксировать внимание на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; следить за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина), на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними и т.п.

Проиллюстрируем то, как сурдопедагог в начале оказания коррекционно-педагогической помощи содействует развитию у дошкольников после КИ зрительного сосредоточения и зрительной активности на примере выполнения такого упражнения, как извлечение и вкладывание предметов разного цвета. Его цель: закреплять элементарные действия с предметами, формировать зрительную активность.

Материалом для его выполнения служит ведерко с крышкой - высота 12 см, комплект мелких предметов - 3,5-4 см - ярких цветов: помидор, апельсин, лимон, огурец, слива, цветок, жук, снеговик. Показывая ребенку ведерко, взрослый предлагает открыть его и посмотреть, что находится внутри. Малыш снимает крышку и достает из ведра мелкие игрушки. Взрослый помогает малышу раскладывать их на столе так, чтобы они все были в поле зрения ребенка и не закрывали друг друга. Взрослый называет те предметы, которые ребенок вынимает из ведра, отмечает, какие они красивые. Игрушки размещаются на столе, а черного жука и белого снеговика ребенок кладет сам. Предоставив малышу, возможность рассмотреть игрушки, взрослый предлагает собрать их, придвинув к ребенку

ведерко. Он сначала сам кладет туда одну игрушку и предлагает малышу следовать его примеру. Когда все предметы собраны, взрослый просит ребенка закрыть ведерко крышкой. Если ребенок проявляет интерес к предметам, то взрослый вместе с ребенком встряхивает ведерко, перемешивая в нем игрушки, и предлагает малышу снова открыть ведерко, достать игрушки и разместить их на столе.

При выполнении описанных выше действий с предметами, взрослый использует слова-поручения: открой, достань, положи, закрой.

Цель таких упражнений считается достигнутой, если дети охотно достают и вкладывают

предметы, открывают и закрывают крышку ведерка, положительно относится к побуждениям взрослого, проявляют интерес к предметам различного цвета, размера, формы.

Кроме того, рекомендуются такие игры с предметами, как «Прокати мяч в воротики», «Набрось кольцо», «Поймай рыбку», «Попади в мишень», «Загони шарик в ячейку». При их выполнении поддерживает интерес и радостные эмоции глухих детей, выражая свое отношение к действиям: «Молодец, верно! » В процессе овладения предметной деятельностью младший дошкольник после КИ не только накапливает информацию о предметах и их свойствах, но и учится ориентироваться в них.

Для развития зрительной ориентировочной активности можно использовать следующие игры и упражнения: слежение за яркой и интересной игрушкой или предметом (раскачивание неваляшки, «веселые дятлы», фонтан), наблюдение за взрослым (рассматривание лица, «Во что одет Дед Мороз», целенаправленное наблюдение за направлением движения взрослого). При развитии зрительных дифференцировок можно сортировать предметы по форме, цвету, размеру и другим зрительно воспринимаемым характеристикам.

свернуть

Играя, готовимся к школе!

Полезны игры разные. Даже «несерьезные» игры: в «больницу», «дочки-матери», «школу». Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся выполнять указания «взрослого».

И главное — все происходит без принуждения, легко и охотно. Развивается воображение — умение представить себе, «что было бы, если бы... ».

Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное место в подготовке к школе занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно представлять себе предметы, «рассмотреть» их в уме. Позднее это окажется важным при изучении физики, геометрии и др. Рисуя, строя, ребенок переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование из кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на множество вопросов о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался, и т. д. Родители могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет или конструкцию.

Главное — не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения.

Понимающие родители в период работы по дому квартиру превращают в палубу корабля, космодром, больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и насилия, определенные задания. В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные движения и действия.

Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо «взрослого» задания, способен побороть боязнь перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Это важно для развития гармоничной личности. Также важным аспектом можно назвать формирование у ребенка познавательной деятельности. Она заключается в формировании у детей небоязни трудностей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. А складывается такое поведение при наличии между взрослым и ребенком взаимоотношений дружеских, партнерских.

Родители должны понимать, что лучшая подготовка к школе — это естественное желание ребенка играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не гасите интерес!

В эти игры вы можете играть с детьми дома:

«Назови одним словом»

Игра проводится с предметными картинками, либо с игрушками. Смысл упражнения – научить ребенка правильно использовать обобщающие слова. Взрослый выкладывает на стол картинки, и просит назвать их одним словом. Например,

1)лиса, заяц, волк, медведь – животные;

2)кровать, стул, диван, кресло; - мебель;

3)сосна, ель, ива, клен – деревья и т.п.

«Назови три предмета»

Эта игра развивает у ребенка словесно-логическое мышление. Ведущий (вначале взрослый, а затем – кто-то из детей) называет слово (например, мебель) и бросает мяч одному из играющих, тот должен назвать три предмета, которые можно назвать одним этим словом (например, стул, стол, кровать). Кто ошибся, платит фант.

«Графический диктант»

Для упражнения нужен тетрадный лист в клетку и карандаш. Первое время для ребенка желательно поставить точки, чтобы он знал, откуда начинать узор. Перед началом упражнения пусть ребенок покажет, где у него правая и где левая рука. Объясните ребенку, что вы будете диктовать ему узоры, а он будет рисовать по маленьким клеточкам. Узоры могут быть любыми, а начинать желательно с простого, например:

Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна направо.

Предложите ребенку закончить узор самостоятельно до конца строчки. Далее можно давать задания посложнее, например, две клетки вверх, одна влево и т.д.

«Задание на внимание»

Ребенку предлагают нарисовать 10 (для начала можно меньше) треугольников (или любых других фигур) и закрасить, например, вторую, седьмую и девятую фигуры (или любые другие по порядку).

«Что изменилось?»

Перед ребенком выкладывают 7 картинок или игрушек (для начала можно 3-4), он должен запомнить, как они расположены. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, в это время меняет 2 (затем можно больше) картинки (игрушки) местами или убирает одну (или больше) из них. Ребенка просят открыть глаза, он должен заметить, что изменилось.

«Четвертый лишний»

Это упражнение можно проводить в нескольких вариантах:

1) с картинками: взрослый выкладывает 4 картинки с изображением предметов и говорит ребенку: «Здесь три картинки подходят друг к другу, а одна не походит к ним. Покажи ее. Почему она лишняя? Например, кот, собака, ласточка, мышь (ласточка – лишняя, т.к. это птица, а остальные – животные) или любые другие картинки

2) с окружающими предметами: взрослый обращает внимание ребенка на любые предметы дома или на улице и спрашивает, что лишнее и почему. Например, стул, стол, чашка, кровать.

3) со словами: взрослый называет четыре слова и спрашивает у ребенка, какое слово лишнее и почему. Например, нос, уши, очки, глаза.

«Найди предмет треугольной (квадратной, прямоугольной, круглой) формы»

Игра развивает у ребенка восприятие формы. Ребенку предлагают в окружающей обстановке или на картинке находить и называть предметы заданной формы. Например, треугольной формы: подставка для кастрюли, формочки для печенья, колпачок у Петрушки, елка, крыша у домика. Кто больше назовет предметов заданной формы, тот выиграл.

«Волшебный мешочек»

В мешочек помещают мелкие предметы различной формы. Ребенку предлагают опустить руку в мешочек, выбрать предмет и определить его на ощупь. Затем он достает предмет из мешочка, рассматривает его и рассказывает о нем: на какую фигуру он похож.

Вначале в мешочек помещают простые геометрические фигуры, а затем более сложные – предметы и игрушки, которые ребенок отгадывает, обследуя их форму на ощупь.

«Штриховка»

Взрослый рисует любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и проводит в ней 1-2 линии (горизонтальные, вертикальные или по диагонали), на конце которых нарисовано по одной стрелочке (чтобы ребенок понимал, в каком направлении штриховать фигуру). Ребенок заканчивает штриховку, начатую взрослым, а взрослый в это время следит за тем, чтобы ребенок рисовал в нужном направлении и чтобы линии были прямые и ровные.

«Последовательность событий»

Ребенку предлагают по картинкам рассказать о каком-либо событии, при этом спрашивают, что было сначала, что потом и чем все закончилось. Чем подробнее ребенок рассказывает, тем лучше, желательно, чтобы он говорил полными предложениями.

Если дома нет таких картинок, можно поговорить с ребенком о том, как прошел его день в детском саду, что было утром, днем и вечером, чем они с ребятами занимались, что ели, что нового и интересного он узнал в детском саду за этот день.

Можно прочитать ребенку небольшую сказку или рассказ и попросить его подробно и последовательно пересказать.

свернуть

Родителям об эмоциональном интеллекте ребенка

Большая часть нынешних образовательных и воспитательных методик направлена на развитие рационального мышления ребёнка и на повышение уровня его интеллекта.

Родители учат детей чтению, способности логически мыслить и рассуждать, заботятся о его физическом здоровье. Но, вопреки расхожему мнению, важнейшую роль в становлении личности и социализации ребёнка играет именно эмоциональный интеллект.

Эмоции

Эмоциональный интеллект помогает приспосабливаться к разным жизненным условиям, справляться со стрессовыми ситуациями, достигать карьерных высот и преодолевать трудности. Социализация ребенка в школе, его мотивация к учёбе, желание контактировать с людьми и исследовать внешний мир напрямую зависят от эмоционального климата внутри семьи.

Для ребенка самые близкие люди, от которых он ожидает помощи, – это его родители. Однако поддерживать другого – непростое дело, требующее деликатности, навыков обращения с чужими чувствами.

Признайте важность переживаний ребенка

Возможно, потеря любимого плюшевого мишки кажется вам мелкой неприятностью. А для ребенка это был его лучший друг, и предложение просто заменить его на нового вызовет обиду или негодование.

Постарайтесь не реагировать на проблему ребенка словами «это не страшно», «ничего особенного не случилось», «это не повод для слез».

Ребенок переживает такие слова как отрицание важности происходящего и обесценивание своих чувств. Раз он плачет – значит в его глазах случившееся слез заслуживает.

Дайте ребенку выплакаться

Когда плачет близкий человек, а тем более ребенок, часто нам бывает трудно это выносить. И тогда наша первая реакция – сделать что-то, чтобы притушить масштаб его чувств. Однако это облегчает ситуацию скорее для самих родителей.

Психика ребенка справляется с потерями так же, как и психика взрослого, – на первой стадии ему необходимо погоревать. Обнимите его и дайте выплакаться. Слезы скоро высохнут сами, а ребенок получит опыт здорового проживания потерь и обид, сможет в дальнейшем запрашивать поддержку близких и рассчитывать на вас в трудные моменты жизни.

Выслушайте ребенка

Не торопитесь предлагать ребенку варианты решения проблемы или исправлять ситуацию. Сначала дайте ему выговориться, используя технику активного слушания: задавайте уточняющие вопросы. Проверяйте, правильно ли вы поняли суть проблемы. И самое главное – дайте ребенку понять, что его чувства уместны и имеют право на существование. Например, вы можете сказать так: «Я вижу, что ты очень злишься/опечален/встревожен, и могу тебя понять. Это действительно возмутительно/грустно/страшно, когда происходит то, что случилось с тобой».

Избегайте фразы «все будет хорошо»

Эту фразу часто произносят, желая поддержать другого человека. Но, сказав это, вы даете ребенку обещание, которое не можете выполнить. Вы не знаете, как все будет, и не можете знать – ведь вы не управляете Вселенной. Таким образом, произнеся эту фразу, вы берете на себя ответственность, которую не сможете нести, и рискуете в будущем показаться ребенку обманщиком: ведь вы обещали, что все наладится. Вместо этого вы можете выразить свое намерение сделать все, что в ваших силах, для улучшения ситуации.

Осознавайте свои чувства и регулируйте их силу

Часто родители принимают происходящее с детьми очень близко к сердцу. Это вполне понятно – как не переживать, если твой малыш, например, болен. И разве можно не гневаться, если над сыном кто-то издевается?

Но ваша реакция не должна по силе перекрывать реакцию ребенка. Обращаясь за поддержкой, он надеется получить защиту и опереться на вас. Чтобы дать ему опору, вы сами должны оставаться стабильными и относительно спокойными. Особенно это касается ситуации, если ребенок заболел. Рыдающая у постели мама лишь вызовет у него чувство вины и усугубит его и без того сложное положение.

Если вы чувствуете, что вас переполняют эмоции, поищите возможность снять эмоциональное напряжение, а затем продолжить общение с ребенком.

Помогите ребенку выразить его чувства

Ситуации, в которых ребенок обращается к вам за поддержкой, как правило, и для него связаны с сильными эмоциями. Это может быть горе по умершему домашнему питомцу, гнев на обидчиков, страх или стыд.

Для того, чтобы помочь ребенку выразить чувства, придумайте специальный ритуал. Если речь идет о потере, можно провести символическую церемонию прощания: записать на листочке послание для потерянной игрушки или питомца, привязать к ниточке воздушного шара и отправить в небо. Чувства по отношению к обидчикам можно выразить с помощью письма или рисунка, а затем разорвать его или сжечь.

Старайтесь не принимать происходящее на свой счет

Что испытывает родитель, если у его ребенка проблемы в школе? Например, если произошел конфликт с учителем или ребенок подрался с одноклассником?

Бывает, что наиболее яркие эмоции в такой ситуации – стыд и гнев на ребенка за то, что тот поставил родителя в неудобное положение. Мы стыдимся так, как будто это мы сами подрались, получили двойку или ярлык «неудачника» в классе. Тогда и наша реакция направлена, в первую очередь, на заботу о себе, а не о ребенке. Не разбираясь в причинах произошедшего, мы наказываем его или же даем советы, как себя вести, чтобы больше в такие истории не попадать. В этот момент за кадром могут остаться детские переживания.

Напомните себе о том, что это не вы, а ваш ребенок оказался в неудобной ситуации, и он нуждается сейчас в принятии и поддержке. Отложите воспитание «на потом» и вернитесь к этому вопросу, когда переживания улягутся.

Выберите степень вмешательства в ситуацию

Не торопитесь бежать в школу или к родителям соседского мальчика, чтобы защитить своего ребенка и решить проблемы за него. Ему важно учиться реагировать на вызовы окружающего мира, защищаться и отстаивать свои интересы.

Если его проблема на уровне сверстников, она не угрожает жизни и здоровью, и он еще не перепробовал все возможные варианты – дайте ему шанс разобраться самому. Если не получается – попробуйте обратиться к психологу, чтобы ребенок с его помощью смог научиться новым способам поведения в сложных ситуациях. Если же у него проблемы, например, с учителем – тогда вмешательство родителя уместно, а может даже необходимо, так как в этом случае конфликт происходит на уровне «взрослый-ребенок», и расстановка сил не равна.

Спросите, как вы можете помочь ребенку

Если вы не уверены, какой именно помощи хочет от вас ребенок, и он уже достаточно взрослый, чтобы осознавать свои потребности, спросите его: «Чем я могу тебе помочь, какой бы ты помощи хотел от меня?». Особенно актуален этот совет в том случае, если вы – родитель подростка. Они часто остро реагируют, когда родители в качестве помощи дают советы, как и что надо делать. Выбрав такой способ реакции, вы рискуете вызвать лишь раздражение в ответ.

Поищите вместе пути выхода из ситуации

Иногда проблема ребенка может быть решена с помощью изменения его поведения или отношений с окружающими. Например, если его дразнят за излишнюю стеснительность, или он переживает из-за трудностей в учебе. В таких случаях вы можете помочь ребенку найти способы выхода из ситуации, которая его травмирует. В зависимости от возраста ребенка вы можете использовать для поиска ресурсов сочинение исцеляющей сказки или истории. С подростками вы можете провести «мозговой штурм», определить варианты изменения положения и составить план действий.

свернуть