РУС БЕЛ ENG

Родительский университет

Пояснительная записка

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей, обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-V классов учреждений общего среднего образования,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся VI-X классов учреждений общего среднего образования,

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся XI-XII классов учреждений общего среднего образования.

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

- повышение интереса родителей к самообразованию;

- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

свернуть

Тематический план занятий

Тематический план занятий "Родительского университета" на 2023/2024 учебный год

ГУО "Гродненская специальная школа-интернат №2"

  Название раздела, темы, перечень изучаемых вопросов Сроки проведения Форма проведения Ответственные

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся 1 - 5 классов

1

Тема 1. Режим дня школьника.

Соблюдение санитарно–гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника.

ссылка на материалы

октябрь

Беседа, практикум, мастер-класс

Классный руководитель, медицинский работник
2

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья.

ссылка на материалы

декабрь Круглый стол, семинар Классный руководитель, медицинский работник
3

Тема 3. Возрастные психофизиологические особенности учащихся младших классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников.

ссылка на материалы

март Лекция, вебинар Педагог–психолог, медицинский работник
4

Тема 4.  Книги в жизни школьника.

Отношение ребёнка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире.

май Круглый стол, форум, дискуссия

Классный руководитель

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся 6 - 9 классов

1

Тема 1.  Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей.

ссылка на материалы

октябрь Лекция, беседа, вебинар Педагог–психолог, педагог социальный
2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.)

Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

ссылка на материалы

декабрь Семинар–практикум, психологический тренинг Педагог–психолог, классный руководитель
3

Тема 3.   Как повысить учебную мотивацию подростков?

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учёбе у подростков – что делать и как избежать? Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех.

ссылка на материалы

март Беседа, семинар–практикум, психологический тренинг Классный руководитель, педагог–психолог
4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период.
май Семинар–практикум, вебинар Педагог социальный, медицинский работник
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся 10 - 12 классов

1

Тема  1.  Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе.

ссылка на материалы

октябрь

Дискуссия, тренинг, вебинар Педагог–психолог, классный руководитель
2

Тема 2. Как уберечь ребёнка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет – зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

ссылка на материалы

декабрь Беседа, конференция, практикум Педагог–психолог, медицинский работник, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних
3

Тема 3. Организация досуговой деятельности учащихся.

Методы и формы организации досуга, активные виды досуга.

ссылка на материалы

март Консультации, индивидуальные беседы Служба СППС, воспитатели
4

Тема 4. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни.

май Круглый стол, дискуссия, форум, вебинар

Классный руководитель,

педагог социальный


Тематический план занятий "Родительского университета" на 2022/2023 учебный год

ГУО "Гродненская специальная школа-интернат №2"

  Название раздела, темы, перечень изучаемых вопросов Сроки проведения Форма проведения Ответственные

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся 1 - 5 классов

1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1 – ом классе.

ссылка на материалы

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе.

Причины социально – психологической дезадаптации. Помощь ребёнку в адаптации к школе.

сентябрь Консультации, индивидуальные беседы. Педагог-психолог, педагог социальный
2

Тема 2.  Как родители могут помочь ребёнку учиться?

ссылка на материалы

Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребёнка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников.

Типичные ошибки родителей в организации учебного труда  ребёнка.

декабрь Беседа, семинар - практикум Немцева Н.Н.
3

Тема 3. Положительные эмоции в жизни школьника.

ссылка на материалы

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально – чувственной сферы для формирования полноценной личности.

Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребёнка.

март Консультации, индивидуальные беседы. Педагог-психолог, педагог социальный
4

Тема 4.  Трудовое воспитание детей в семье.

ссылка на материалы

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребёнка трудиться?

май Круглый стол, форум, дискуссия Немцева Н.Н.
II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся 6 - 9 классов

1

Тема 1.  Ребёнок среди сверстников.

ссылка на материалы

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребёнка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребёнку в налаживании отношений со сверстниками.

сентябрь Круглый стол, беседа, семинар - практикум Немцева Н.Н., педагог-психолог, педагог социальный
2

Тема 2. Меры наказания и поощрения в современной семье.

ссылка на материалы

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают первичные методы воспитания? Как стать подростку другом без потери родительского авторитета?

декабрь Консультации, индивидуальные беседы. Немцева Н.Н., педагог-психолог, педагог социальный
3

Тема 3.   Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста.

ссылка на материалы

Жизнь семьи с ребёнком – подростком: борьба принципов или поисков компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростками.

март Дискуссия, семинар - практикум Педагог социальный, педагог – психолог
4

Тема 4. Как помочь ребёнку выбрать профессию?

ссылка на материалы

Выбор профессии. Ошибки при выборе профессии. Помощь родителей в профессиональном самоопределении.

май Консультации, индивидуальные беседы. Немцева Н.Н., педагог-психолог, педагог социальный
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся 10 - 12 классов

1

Тема  1.  Как уберечь ребёнка от зависимостей?

ссылка на материалы

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника.

Интернет – зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей.

сентябрь Конференция, беседа, практикум Педагог – психолог, педагог социальный, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних
2

Тема 2. Первая любовь в жизни ребёнка.

ссылка на материалы

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюблённых. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку?

декабрь Дискуссия, форум Педагог – психолог, медицинский работник
3

Тема 3. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

ссылка на материалы

Фазы конфликтов. Основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

март Консультации, индивидуальные беседы. Немцева Н.Н., педагог-психолог, педагог социальный
4

Тема 4.  Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

ссылка на материалы

Профилактика экзаменационного страха. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой? (мнемотехники, приёмы концентрации внимания и приёмы расслабления в стрессовой ситуации)

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период.
май Семинар – практикум, психологический тренинг Немцева Н.Н., педагог – психолог, медицинский работник
свернуть