РУС БЕЛ ENG

Инновационная деятельность

Социализация и реабилитация обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра

Инновационная деятельность педагога  в  современном образовании - важнейшая составляющая образовательного процесса. 

В настоящее время инновации в образовательном процессе имеют большое значение, так как они в первую очередь направлены на всестороннее развитие личности ребенка.

На данном информационном ресурсе Вашему вниманию предлагаются материалы, полученные в ходе работы над инновационным проектом «Внедрение модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра».

Временные рамки реализации проекта: 2022 – 2026 гг.

Научное сопровождение проекта (консультант проекта): Шатюк Татьяна Георгиевна, учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины», заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии факультета психологии и педагогики, кандидат педагогических наук, доцент.

Участники: педагоги, учащиеся.

В предлагаемых материалах инновационной модели освещены основные вопросы, отражающие актуальность социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра.     

свернуть

Актуальность инновационного проекта «Внедрение модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра»

В настоящее время в Республике Беларусь успешно реализуется вариативный подход к образованию и социализации лиц с особенностями психофизического развития. Это создает предпосылки для достижения такой цели устойчивого развития, содержащейся в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 года A/RES/70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», как «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».

В Республике Беларусь реализуется социально ориентированная государственная политика в сфере образования, которая основывается на приоритетах общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (глава 57, статья 262) и государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы в стране расширяются образовательные возможности для лиц с особенностями психофизического развития.

Возможность получения специального образования обеспечивается всем детям, независимо от вида и степени выраженности имеющихся нарушений. Специальное образование направлено на подготовку лиц с ОПФР к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество, что не только повышает качество их жизни, но и содействует достижению социальной справедливости и социальной стабильности в обществе.

Однако вопрос социализации и реабилитации детей с нарушением слуха остается актуальным из-за той социальной ситуации, которая сложилась в нашем обществе. Проблема включения в микросоциальную среду людей с особенностями развития, как показывает мировой опыт, является общечеловеческой.

По отношению к детям-инвалидам по слуху тема социализации является особо актуальной, поскольку отсутствие и/или существенное ослабление слуха напрямую ведет к разным видам депривации: речевой (речь самостоятельно не возникает или изначально страдает фонетическими и лексико-грамматическими дефектами), коммуникативной, информационно-культурной, эмоциональной и, самое главное, – социальной. Неслышащий ребенок из-за указанных депривационных условий развития выпадает из культуры общества. Вернуть неслышащего в общую культуру – важнейшая задача практической сурдопедагогики.

Адаптация и интеграция в общество детей с нарушением слуха выступают основной целью их обучения и воспитания. Трудности, которые они испытывают в развитии коммуникативных навыков, формировании эмоционально-волевой сферы, влияют на протекание процессов социализации, на их социальное и личностное развитие. Особое значение проблема социализации приобретает для детей с нарушением слуха, обучающихся в учреждениях специального образования, в силу ограниченности социальных контактов обучающихся. С целью эффективного включения в социум детей с нарушением слуха необходимо создавать специальные условия для постепенного овладения ими общественно значимым опытом поведения, нормами культуры, общения с окружающими людьми, формирования коммуникативных навыков. Для развития обучающихся как полноценных личностей необходим процесс гуманизации среды, предусматривающий как распространение знаний, так и повышение общей культуры всех членов общества, создание социальных отношений. Одним из наиболее эффективных способов передачи социального опыта, формирования коммуникативной культуры является взаимодействие согласно принципу «равный обучает равного», который обеспечивает передачу достоверной социально значимой информации через доверительное общение «на равных».

В решении проблемы повышения эффективности социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха существенную роль может сыграть такая форма работы с ними, как психологический интегративный театр, который выступит в качестве средства коррекции социального и эмоционального интеллекта, личностных особенностей, формирования коммуникативной культуры обучающихся с нарушением слуха.

Предполагаем, что психологический интегративный театр станет одним из эффективных способов социальной адаптации обучающихся с нарушением слуха. Под интеграцией здесь понимается совместное творчество детей-инвалидов и здоровых детей и взрослых.

свернуть

Основная идея инновационного проекта, определяющая его новизну

Суть инновационного проекта заключается в создании дополнительной формы коррекционной работы средствами психологического интегративного театра как новой модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха. Это позволит корректировать их социальный и эмоциональный интеллект, особенности развития личности, препятствующих успешному включению в социум.

Идея реализации данного проекта возникла из-за той социальной ситуации, которая сложилась в нашем обществе, поэтому положительные результаты реализации данного проекта имеют для общества может быть гораздо большее значение, чем для самих детей-инвалидов. Миссия детей-инвалидов на Земле – сделать этот мир добрее, и реализацией данного проекта автор вносит свой скромный вклад в великое дело гуманизации общества. Суть данного проекта состоит в подготовке детей-инвалидов к жизни в обществе через их занятия театральным искусством, знакомство общества с самобытным искусством детей с нарушением слуха через участие театра «Тишина» в концертных программах и фестивалях, не ориентированных на инвалидов, через совместные постановочные номера. В результате реализации данного проекта дети-инвалиды не должны вырасти «социальными инвалидами», а общество должно быть готовым принять их.

Инновационный проект ориентирован на создание психологического интегративного театра, в ходе деятельности которого дети с нарушением слуха улучшат навыки социального взаимодействия, научатся выражать свои эмоции более конструктивными способами через средства искусства. В ходе реализации проекта прогнозируется коррекция самооценки, образа «Я» обучающихся, формирование навыков рефлексии и эмпатии, навыков понимания и выражения эмоций и повышение эффективности их взаимодействия с нормотипичными сверстниками и взрослыми.

При этом в ходе реализации модели педагоги повысят уровень интеграции собственных психолого-педагогических и дефектологических знаний в единый комплекс, что будет способствовать повышению эффективности работы по социализации и реабилитации обучающихся.

У родителей учащихся с нарушением слуха, в свою очередь, снизится уровень психической травмированности в силу осознания ими новых возможностей своих детей, способствующих более продуктивной интеграции в социум в соответствии с их потенциалом. Законные представители получат неоценимый опыт преодоления восприятия себя как родителя «особого ребенка».

Целевая аудитория:

Предложенные материалы будут полезны педагогам, работающим с детьми с нарушением слуха.

свернуть

Информационная характеристика проекта

«Внедрение модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами  психологического интегративного театра»

Научное сопровождение проекта (консультант проекта):

Шатюк Татьяна Георгиевна, учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины», заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии факультета психологии и педагогики, кандидат педагогических наук, доцент.

Учреждение образования, которое представляет инновационный проект:

государственное учреждение образования «Гродненская специальная школа-интернат №2».

Адрес, телефон  учреждения образования:

230009, г.Гродно,  ул. Сухомбаева, 9

8 (0152) 44 36 74

8 (0152) 44 36 73 (факс)

е-mail: sosh_gl@mail.grodno.by

Руководитель Государственного учреждения образования «Гродненская специальная школа-интернат №2» Солтан Татьяна Валентиновна.

Разработчик проекта:

Примачек Ирина Ивановна, заместитель директора по учебной работе Государственного учреждения образования «Гродненская специальная школа-интернат №2».

Временные рамки реализации проекта: 2022 – 2026 гг.

Цель: создание условий для успешной социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра,  основываясь на взаимодействии школы-интерната, учреждений образования и структур социума.

 Задачи:

  1. Разработать в учреждении образования систему управления инновационной деятельностью, обеспечивающую включение педагогов в процесс реализации инновационного проекта по внедрению модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра.
  2. Организовать систему научно-методического сопровождения инновационной деятельности на всех этапах проекта.
  3. Организовать работу психологического интегративного театра, способствующую созданию благоприятных условий для развития интеллектуальных, творческих, личностных качеств обучающихся с нарушением слуха, их социализации и интеграции в общество.
  4. Разработать образовательную программу объединения по интересам «Психологический интегративный театр».
  5. Оценить результативность внедрения модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра.
  6. Разработать методические рекомендации для педагогов учреждений образования по организации работы психологического интегративного театра как средства социализации и реабилитации обучающихся.
  7. Обобщить, систематизировать и транслировать опыт работы педагогов школы-интерната по внедрению модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра в образовательную практику педагогов специальных школ, школ-интернатов, общеобразовательных школ, реализующих интегрированный и инклюзивный подход в обучении. 
свернуть

Список литературы

  1. Аверьянов, А. И. Психолого-педагогические условия организации социального взаимодействия в театральном объединении подростков: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05 / А. И. Аверьянов, Моск. гос. ун-т культуры. – Москва, 1994. – 162 с.
  2. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации / И.Н. Андреева // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к изменениям / Под. ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. – М., 2009. – С. 31-40.
  3. Андрейкин, А. А. Роль совместного коллектива для слышащих подростков и подростков с нарушениями слуха / А. А. Андрейкин // Новые пути решения проблем детской инвалидности средствами культуры и искусства. – М., 2001. – С. 196-212.
  4. Ариарский, М.А. Досуговая деятельность как ресурс социально-культурной интеграции инвалидов / М. А. Ариарский, Л. Г. Брылева. – М., 1999.
  5. Афанасьева, Р. А. Проектирование индивидуальных коррекционно-развивающих и социально-адаптационных программ на основе оценки качества жизни / Р. А. Афанасьева, З. А. Дулатова // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 10. – С. 97–105.
  6. Афанасьева, Р. А. Социально-трудовая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности: учеб. пособие/ Р. А. Афанасьева, З. А. Дулатова, В. И. Карпушенко; отв. ред. Р. А. Афанасьева. – Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2011. – 150 с.
  7. Базоев, В. А. Человек из мира тишины / В. З. Базоев, В. А. Паленный. – М.: Академкнига, 2002. – 814 с.
  8. Богданова, Т. Г. Проблемы социализации глухого подростка / Т. Г. Богданова, Н. О. Ярошевич // Вопросы теории и практики сурдопедагогики. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1 – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2000. – С. 112.
  9. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: учеб. пособие / Т. Г. Богданова. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 203 с.
  10. Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями: методические рекомендации / Б. С. Бондаренко. – М.: Владос, 2009. – 300 с.
  11. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети /Р. М. Боскис. – М.: Советский спорт, 2004. – 304 с.
  12. Буркова, Т. В. Психологический театр в современном образовательном пространстве: ассистивная технология сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ: учебно-методическое пособие / Т. В. Буркова, Л. П. Евсеенко, О. В. Мастерских и др. – Новосибирск: НГПУ, 2017. – 87 с.
  13. Вайсбах, Х. Эмоциональный интеллект / Х. Вайсбах, У. Дакс. – М. : Лик Пресс, 1998. – 160 с.
  14. Венгер, А. А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности / А. А. Венгер. – М.: Просвещение. – 1972. – 168 с.
  15. Вотчал, Т. В. Психологический театр – исцеляющее творчество для детей с нарушением слуха / Т. В. Вотчал // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум», 2017. – №3. – С. 41-43.
  16. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии: монография/ Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
  17. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии / Л.С.Выготский // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 416 с.
  18. Выготский Л. С. Психология искусства. / Л. С. Выготский. – М.: Искусство, 1986. – 573 с.
  19. Гришина, А. В. Форум-театр как технология формирования профессиональной компетенции у студентов-психологов / А. В. Гришина // Психологическое обеспечение деятельности силовых структур: материалы I межведомственной научно-практической конференции, Севастополь, 22 ноября 2017 г. / Севастопольский экономико-гуманитарный институт; редкол. А.В. Гришиной, З.З. Екимовой. – Севастополь, 2017. – С. 151-160.
  20. Гура, Т. Е. Психологический театр как средство сопровождения профессионального развития педагогов в системе последипломного образования / Т. Е. Гура // Концепт, 2015. – №3– С. 151-155.
  21. Демидова, С. А. Развитие социальной активности подростков в школе / С. А. Демидова, И. Р. Сорокина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014 – С. 194–196.
  22. Димскис, Л. С. Возможности выпускников с нарушением слуха в получении профессионального образования / Л. С. Димскис // Спец. Адукацыя, 2009. – № 1. – С. 29–37.
  23. Добровольская, Т. А. Социально-психологические особенности взаимодействия инвалидов и здоровых / Т. А. Добровольская // Социологические исследования, 1993. – №1. – С.62-66.
  24. Долженкова, М. А. Технологии театротерапии в современной социальной реабилитации /М. А. Долженкова, О. А. Дорожкина, Л. А. Романина, О. Г. Прохорова // Вестник ТГУ, 2018. – №7. – С.59-69.
  25. Дельаас, Г. В. Играя в театр, познаем мир / Г. В. Дельаас, И. Н. Фомина // Эксперимент и инновации в школе. – 2008. –№ 3. – С.72-77.
  26. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.
  27. Измайлова, Л. С. Социально-педагогическая реабилитация лиц с нарушением слуха: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Л. С. Измайлова; Гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2010. – 224 с.
  28. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питера, 2001. – 752 с.
  29. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми / М. В. Киселева. – СПб.: Речь, 2008. – 160 с.
  30. Киселева, А. В. Театральная деятельность как средство социализации учащихся с нарушением слуха / А. В. Киселева, Н. Д. Клюско // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. – Чебоксары, 2017. – С. 64-67.
  31. Киселева, А. В. Эстетическое воспитание учащихся с нарушением слуха: ценностные основания, институциональные возможности, креативные методики / А. В. Киселева, Н. Д. Клюско // Методология и стратегии развития современного образования: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 85- летию Национального института образования, Минск, 11 декабря 2014 г. / НИО; редкол. : Л. А. Худенко [и др.]. – Ч. 3. – Минск: НИО, 2016. – С. 108–112.
  32. Колесник, И. П. Социализация личности глухого школьника: монография / И. П. Колесник. – М.: Мальва-ОСО, 1994. – 118 с.
  33. Кордуэлл, М. Психология. А-Я: Словарь-справочник / М. Кордуэлл пер. с анг. К. С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 448 с.
  34. Корнеева, Е. Н. Психологические особенности общительности школьников, занимающихся в самодеятельном театральном коллективе: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / Е. Н. Корнеева; Моск. гос. пед. ун-т им. М.А. Шолохова. – Москва, 2005. – 240 с.
  35. Коханая, О. Е. Детский и молодёжный театр в системе социальных проблем воспитания детей и юношества: монография / О. Е. Коханая. – М.: МГУКИ, 2008. –258 с.
  36. Коханая, О. Е. Театр для детей и молодёжи: традиции и современность: монография / О. Е. Коханая. – М.: МГУКИ, 2004. – 144 с.
  37. Кульбицкая, А. А. Особенности эмоционального интеллекта детей с нарушением слуха / А. А. Кульбицкая. – Молодежный сборник научных статей «Научные стремления», 2016. – №20. – С. 135-139.
  38. Ланцова, Т. И. Возможности театральной педагогики в процессе развития творческих способностей педагога-психолога / Т. И. Ланцова. –Профессиональная ориентация, 2015. – №2. – С. 11-15.
  39. Лихошва, В. П. Особенности Я - концепции лиц подросткового и юношеского возраста с нарушениями слуха: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / В. П. Лихошва; Моск. гос. гум. ун-т имени М. А. Шолохова. – М., 2007. – 157 с.
  40. Люсин, Д. В. Социальный интеллект: Теория, изменения, исследование / Д.В. Люсин. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 176 с.
  41. Нудельман, М. М. Представления глухих школьников об оценке их личности сверстниками / М. М. Нудельман // Дефектология. – 1983. – №6 – С.17.
  42. Олейникова, Л. Т. Социализация подростков с нарушениями слуха / Л. Т. Олейникова // Известия Волгоградского ГПУ, 2011. – №1. – С.75-77.
  43. Ормех, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха / Г. Ормех. – М.: КСП+, 2003. – 246 с.
  44. Паленный, В. А. Особенности культурологической подготовки старшеклассников школ для лиц с нарушением слуха: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / В. А. Паленный; Нац. исс. ун-т «Высшая школа экономики». – Москва, 2001. – 198 с.
  45. Пискун О. Ю. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевого развития глухих школьников / О. Ю. Пискун // Сибирский педагогический журнал, 2007. – №15. – С. 188-200.
  46. Пискун, О. Ю. Эффективная практика духовно-нравственного развития – ассистивная технология сопровождения детей с нарушением слуха «Психологический театр» / О. Ю. Пискун, Л. П. Евсеенко, Т. В. Буркова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум»,2017. – №3. – С. 95-104.
  47. Прокопик, Е. Н. Пути и средства приобщения детей с нарушением слуха к творческой деятельности / Е. Н. Прокопик // матерiали II Мiжнародноi науково-практичноi конференцii для студентiв та аспiрантiв, 2008. – №1. – С. 3-5.
  48. Романчик, Н. В. Психологический театр как средство развития личности / Н. В. Романчик // Материалы 13-й Международной научно-методической конференции, 2018. – С. 130-135.
  49. Романчик, Н. В. Психологический театр «Лютея»: научить внимательно жить. Принципы и формы организации деятельности психологического театра / Н. В. Романчик // Народная асвета. – Минск, 2016. – № 2. – С. 15–18.
  50. Романчик, Н. В. Театр – это человековедение. Любительский театр в образовательном пространстве / Н. В. Романчик // Народная асвета. – Минск, 2017. – № 7. – С. 37–40.
  51. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М., 1973. – 416 с.
  52. Сальцева, C. B. Активизация социального воспитания школьников: учеб. Пособие / C. B. Сальцева. – Оренбург: Принт-Сервис, 2006. – 110 с.
  53. Свердлов, А. З. Социокультурная реабилитация лиц с нарушениями слуха средствами досуговой театральной деятельности / А. З. Свердлов // Специальное образование, 2015. – №1. – С. 66-73.
  54. Собкин, В. С. Подросток с дефектом слуха: ценности, ориентации, жизненные планы, социальные связи. Эмпирическое исследование / В. С. Собкин. – М.: ЦСО РАО, 1997. – 94 с.
  55. Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты: сб. науч. метод. материалов / под ред. А. Ю. Белогурова, О. Е. Булановой, Н. В.Поликашевой. – М.:«Спутник», 2014. – 335с.
  56. Строганов, А.Е. Психотерапия на базе театральных систем / А.Е.Строганов. – СПб.: Наука и Техника, 2009. – 496 с.
  57. Чедия, К.О. Социально-психологические особенности стратегии и тактики психокоррекционного воздействия средствами театра: автореф. дис. канд. психол. Наук; 19.00.05 / К. О. Чедия; Гос. ун-т им. П.Г. Демидова. – Ярославль, 1999. – 208 с.
  58. Чехович, Д. А. Использование психологического театра в практике работы учреждений дошкольного образования / Д. А. Чехович, Т. А. Исакова // Гармонизация психофизического и социального развития детей: материалы науч.-практ. конф. студ. и молодых ученых, 2015.
  59. Чжен, И. Н. Подросток с нарушением слуха: образ «Я» и социальные взаимодействия / И. Н. Чжен // Вестник КРСУ, 2009. – Том 9. – № 12. – С.167-171.
  60. Чжен, И. Н. Особенности эмоционального интеллекта у подростков с нарушениями слуха / И. Н. Чжен, Е. С. Турсунова // Вестник КРСУ, 2011. – Том 11. – № 8. – С. 156-165.
  61. Чиж, О. А. К вопросу о социальном интеллекте неслышащих юношеского возраста / О. А. Чиж // Вестник психофизиологии,2018. – №2. –С. 215-221.
  62. Чичкова, Т. И. Социализация детей с нарушением слуха в современном обществе / Т. И. Чичкова // Молодой учёный, 2016. – №26 (130). – С.705-708.
  63. Яргина, Ю. В. Социализация детей с нарушением слуха в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения / Ю. В. Яргина // Вопросы теории и практики: Грамота, 2014. – № 6 (44) – C. 208-210.
  64. John D. Mayer Emotional development and emotional intelligence / John D. Mayer , Peter Salovey. – Publisher: Basic Books; 1997, – 288 р.
  65. Najib Ahmad Marzuki Emotional Intelligence and Psychological Well-Being among Hearing-Impaired: Does it Relates? / Najib Ahmad Marzuki, Azlizamani Zubir Salim, Ummi Habibah Abd Rani // MATEC Web of Conferences, 2018. – №5. – 317-323 р.
свернуть

Методические мероприятия

2023/2024 учебный год


Семинар-практикум «Эффективность применения инноваций в коррекционно-образовательном процессе с детьми с нарушением слуха»

21.03.24 Семинар-практикум «Эффективность применения инноваций в коррекционно-образовательном процессе с детьми с нарушением слуха» (отчёт по ссылке)


УЧАСТИЕ В РЕСПУБЛИКАНСКОМ СЕМИНАРЕ «СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА»

21.12.23 Участие в Республиканском семинаре «Создание специальных образовательных условий для детей с нарушением слуха» (отчёт по ссылке)


Педагогический совет «Творческий педагог – творческие дети»

07.12.23 Педагогический совет «Творческий педагог – творческие дети» (отчёт по ссылке)


2022/2023 учебный год


17.05.23 Семинар «Особенности организации образовательного процесса с обучающимися с нарушением слуха»  для студентов педагогического факультета кафедры теории и методики специального образования УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» специальности «Логопедия» (отчёт по ссылке)


"Калейдоскоп педагогических и методических идей"

23.02.23 Методическая выставка «Калейдоскоп педагогических и методических идей» (отчёт по ссылке)


15.02.2023 на базе  государственного учреждения образования «Гродненская специальная школа-интернат №2», в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха  средствами психологического интегративного театра»,  прошел психолого-педагогический семинар по теме: «Актуальные вопросы социализации и реабилитации учащихся с нарушением слуха». (отчёт по ссылке)


10 января 2023 года на базе  государственного учреждения образования «Гродненская специальная школа-интернат №2», в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха  средствами психологического интегративного театра»,  прошел в режиме видеоконференции вебинар для  студентов-волонтеров педагогического факультета кафедры теории и методики специального образования УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» специальности «Логопедия» по теме: «Введение в сурдопсихологию». В ходе мероприятия были рассмотрены вопросы о психологических особенностях неслышащих, слабослышащих людей и их проявлениях в общении, о развитии устной речи и слухового восприятия у учащихся с нарушением слуха и детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом. (отчёт по ссылке)



08.12.2022 в ГУО «Гродненская специальная школа-интернат №2» прошел тематический педагогический совет «Арт-терапия как средство социализации и реабилитации для учащихся с нарушением слуха». (отчёт по ссылке)

Форма проведения – семинар-практикум.

Ответственный за проведение: заместитель директора по учебной работе Примачек Ирина Ивановна.

Целью педагогического совета было изучение теоретических обоснований, моделей социализации учащихся с нарушением слуха, условий их реализации в образовательном процессе, системе работы педагогов.

В рамках педагогического совета выступили: заместитель директора по учебной работе Примачек И.И., учитель-дефектолог Бакач Л.П., учитель начальных классов Михеденко Н.К., учитель начальных классов Воробьева О.Г., учитель информатики Скурко М.В., педагог-психолог Гавриленко Е.И.

Педагогический совет прошел на высоком уровне, плодотворно и результативно, вызвал высокую активность и неподдельный интерес педагогов. Участники предлагали свои подходы к решению вопросов по теме «Арт-терапия как средство социализации и реабилитации для учащихся с нарушением слуха», заинтересованно участвовали в дискуссиях, высказывали свои мнения, давали практические советы. В копилку профессионального мастерства  вошло много интересных идей,  по реализации заданной темы.

В ходе педагогического совета участники провели теоретический анализ проблемы социализации учащихся со слуховой депривацией, рассмотрели особенности формирования коммуникативных навыков, социального и эмоционального интеллекта у обучающихся с нарушением слуха, раскрыли значение арт-терапии как средства социализации и реабилитации для неслышащих учащихся, определили педагогические подходы к организации арт-терапевтического процесса как педагогической новации в условиях реализации инновационного проекта «Внедрение модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра». Педагоги получили возможность поучаствовать в мастер-классе «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса», поделились собственным опытом, нашли ответы на вопросы, возникающие в процессе практической деятельности. Подводя итоги педагогического совета участники отметили, что такие мероприятия способствуют профессиональному взаимообогащению и профессиональному росту. Слушатели выразили благодарность организаторам за его насыщенность и эффективность.

свернуть

Обобщение опыта работы. Публикации

2023/2024 учебный год


26.02.24  Публикация методической разработки «Интерактивный кроссворд «Добро пожаловать в театр!» https://clck.ru/394UQB

на сайте педагогического сообщества Урок.РФ (Сертификат №23-813172, Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917, Лицензия на образовательную деятельность №0001058)

автор - Скурко М.В., учитель информатики

Интерактивный кроссворд «Добро пожаловать в театр!», созданный в онлайн-конструкторе открытых интерактивных электронных образовательных ресурсов УДОБА, будет полезен для проведения внеклассных мероприятий, посвящённых Международному дню театра.

Интерактивный кроссворд «Добро пожаловать в театр!»


29.11.23 Международная научно-практическая конференция «ОБРАЗОВАНИЕ: ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРОЕКТЫ»

Примачек Ирина Ивановна, зам. директора по УР

ОБРАЗОВАНИЕ: ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРОЕКТЫ

Публикация статьи в сборнике материалов доступна по ссылке


07.12.23 Публикация методической разработки «Интерактивная дидактическая игра «Третий лишний» для детей 4–5 лет» в сетевом издании ng-press.by (Зарегистрировано Министерством информации 29 января 2019 г. (перерегистрировано 27 августа 2019 г.). Учредителем и юридическим лицом, на которое возложены функции редакции сетевого издания, является Редакционно-издательское учреждение “Издательский дом “Педагогическая пресса”. Издательский дом «Педагогическая пресса» объединяет четыре печатных СМИ и одно электронное. В медиа-ассоциацию входят интернет-издание ng-press.by, «Настаўніцкая газета», газета «Домой», журналы «Народная асвета», «Спорт тайм») 

 «Интерактивная дидактическая игра «Третий лишний» для детей 4–5 лет»


10.11.23 X Республиканская (с международным участием) научно-практическая конференция «Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы»

Организатор: Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», Педагогический факультет Кафедра теории и методики специального образования

УДК 376.33

Публикация статьи «Инновационная деятельность в государственном учреждении образования «Гродненская специальная школа-интернат №2»

Примачек Ирина Ивановна, зам. директора по УР

Скурко Марина Владимировна, учитель информатики

Номинация:

Система психолого-педагогического сопровождения и перспективы социальной адаптации детей с особенностями психофизического развития.

 


09.11.23 Публикация авторского интерактивного задания «Театр как вид искусства» 

на сайте Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» в разделе «Электронные образовательные ресурсы» - BoxApps - https://boxapps.adu.by/public/game/1755

автор - Радецкая Е.Н., учитель искусства


03.11.23 Публикация методической разработки «Интерактивная игра «Наши эмоции и чувства»  в сетевом издании ng-press.by (Зарегистрировано Министерством информации 29 января 2019 г. (перерегистрировано 27 августа 2019 г.). Учредителем и юридическим лицом, на которое возложены функции редакции сетевого издания, является Редакционно-издательское учреждение “Издательский дом “Педагогическая пресса”. Издательский дом «Педагогическая пресса» объединяет четыре печатных СМИ и одно электронное. В медиа-ассоциацию входят интернет-издание ng-press.by, «Настаўніцкая газета», газета «Домой», журналы «Народная асвета», «Спорт тайм») 


01.11.23 Публикация авторского интерактивного задания «Колесо эмоций» 

на сайте Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» в разделе «Электронные образовательные ресурсы» - BoxApps - https://boxapps.adu.by/public/game/1725

автор - Ловцевич И.В., учитель истории и обществоведения


2022/2023 учебный год


17.05.23 Семинар «Особенности организации образовательного процесса с обучающимися с нарушением слуха»  для студентов педагогического факультета кафедры теории и методики специального образования УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» специальности «Логопедия» (отчёт по ссылке)


21.04.23 Публикация «Инновационная деятельность в государственном учреждении образования «Гродненская специальная школа-интернат №2» на Педагогическом портале Республики Беларусь

автор - Примачек И.И., заместитель директора по УР


18.04.23 Публикация доклада «Эмоциональный и социальный интеллект. Теоретические основы. Особенности формирования и развития в онтогенезе и у детей с нарушением слуха» на Педагогическом портале Республики Беларусь

автор - Михеденко Н.К., учитель начальных классов


22.03.23 Публикация методической разработки - Виды арт-терапии (в инклюзивном образовании) на Педагогическом портале Республики Беларусь

автор - Скурко М.В., учитель информатики


13.03.23 Публикация в печатном издании «Сборник методических разработок и педагогических идей. Часть XV»Педагогическое сообщество «Урок.РФ» стр. 69 Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917, Лицензия на образовательную деятельность №0001058, ISBN 978-5-6043496-0-1, ISBN 978-5-6045920-5-2, УДК 373/377.01/.02(082), ББК 74в.я43

Свидетельство №23-458655, Диплом №23-037202, электронная версия печатного сборника методических разработок и педагогических идей №XV https://урок.рф/images/sbornik_2022_15.pdf

автор - Скурко М.В., учитель информатики


"Калейдоскоп педагогических и методических идей"

23.02.23 Методическая выставка «Калейдоскоп педагогических и методических идей» (отчёт по ссылке)


22.01.23 Публикация интерактивного тренажера «Театральный словарик»на сайте педагогического сообщества Урок.РФ (Сертификат №23-813172, Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917, Лицензия на образовательную деятельность №0001058)

автор - Скурко М.В., учитель информатики

Интерактивный тренажёр «Театральный словарик» предназначен для обучения детей (в том числе с нарушением слуха), обогащения их словарного запаса, развития речи, обеспечения понимания текста и фактического содержания материала в процессе участия в театрализованной игре в рамках реализации инновационного проекта.  

свернуть

Мероприятия

2023/2024 учебный год


Интерактивная викторина «Волшебный мир театра»

20.03.24 Интерактивная викторина «Волшебный мир театра» (отчёт по ссылке)


Встреча студентов-волонтёров ГрГУ с учащимися школы-интерната

20.03.24 Встреча студентов-волонтёров ГрГУ с учащимися школы-интерната (отчёт по ссылке)


Показ спектакля "Муха-Цокотуха"

18.03.24 Показ спектакля "Муха-Цокотуха" (отчёт по ссылке)


Подвижные игры со скакалкой

15.03.24 Подвижные игры со скакалкой (отчёт по ссылке)


Музыка для эмоционального развития ребенка

11.03.24 Музыка для эмоционального развития ребенка (отчёт по ссылке)


Встреча с творческим коллективом «Театра эстрады «Арлекин»

07.03.24 Встреча с творческим коллективом «Театра эстрады «Арлекин» (отчёт по ссылке)


Праздничный концерт к 8 Марта

06.03.24 Праздничный концерт к 8 Марта (отчёт по ссылке)


Встреча студентов-волонтёров ГрГУ с учащимися школы-интерната

28.02.24 Встреча студентов-волонтёров ГрГУ с учащимися школы-интерната (отчёт по ссылке)


Встреча студентов-волонтёров ГрГУ с учащимися школы-интерната

14.02.24 Встреча студентов-волонтёров ГрГУ с учащимися школы-интерната (отчёт по ссылке)


Кукольный спектакль «Заюшкина избушка»

09.02.24 Кукольный спектакль «Заюшкина избушка» (отчёт по ссылке)


07.01.24 Творческая встреча студентов-волонтёров ГрГУ с учащимися школы-интерната (отчёт по ссылке)


Внеклассное мероприятие «Страна наших эмоций»

07.02.24 Внеклассное мероприятие «Страна наших эмоций» (отчёт по ссылке)


Региональный этап республиканского фестиваля творчества людей с инвалидностью «Время сильных»

25.01.24 Региональный этап республиканского фестиваля творчества людей с инвалидностью «Время сильных» (отчёт по ссылке)


Интерактивная игра «Путешествие в мир эмоций»

24.01.24 Интерактивная игра «Путешествие в мир эмоций» (отчёт по ссылке)


Занятие «Пространственные представления и ориентация»

17.01.24 Занятие «Пространственные представления и ориентация» (отчёт по ссылке)


15.01.24 Театрализованное представление «Старый Новый год» (отчёт по ссылке)


11.01.24 Развлекательно-игровое занятие «Наступили святки - начались Колядки» (отчёт по ссылке)


Посещение спектакля «Волшебный сундучок»

14.12.23 Посещение спектакля «Волшебный сундучок» (отчёт по ссылке)


ПОСЕЩЕНИЕ СПЕКТАКЛЯ «ВСЕ МЫШИ ЛЮБЯТ СЫР»

10.12.23 Посещение спектакля «Все мыши любят сыр» (отчёт по ссылке)


ДРУЖЕСКАЯ ВСТРЕЧА С УЧАЩИМИСЯ ГУО «ГИМНАЗИИ №2 Г. ГРОДНО»

09.12.23 Дружеская встреча с учащимися ГУО «Гимназии №2 г. Гродно» (отчёт по ссылке)


ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФЛЕШМОБ «ТАНЦУЙ ВМЕСТЕ С НАМИ!»

08.12.23 Танцевальный флешмоб «Танцуй вместе с нами!» (отчёт по ссылке)


ТЕНЕВОЙ ТЕАТР «КТО СКАЗАЛ "МЯУ"?»

07.12.23 Теневой театр «Кто сказал "МЯУ"?» (отчёт по ссылке)


Творческая мастерская «Осенняя фантазия»

30.11.23 Творческая мастерская «Осенняя фантазия» (отчёт по ссылке)


ВСТРЕЧА СТУДЕНТОВ-ВОЛОНТЕРОВ ГрГУ С УЧАЩИМИСЯ

28.11.23 Встреча студентов-волонтёров ГрГУ с учащимися школы-интерната (отчёт по ссылке)


ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ «ТЕАТР ТЕНЕЙ»

23.11.23 Игровое занятие «Театр теней» (отчёт по ссылке)


Встреча студентов-волонтёров ГрГУ с учащимися школы-интерната

22.11.23 Встреча студентов-волонтёров ГрГУ с учащимися школы-интерната (отчёт по ссылке)


ВСТРЕЧА СО СТУДЕНТАМИ-ВОЛОНТЕРАМИ ГрГУ ИМ. Я. КУПАЛЫ

16.11.23 Встреча со студентами-волонтерами ГрГУ им. Я. Купалы (отчёт по ссылке)


ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ «ВОДА - ИСТОЧНИК ЖИЗНИ»

10.11.23 Познавательно-игровое занятие «Вода - источник жизни» (отчёт по ссылке)


ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ТЕРЕМОК»

08.11.23 Внеклассное мероприятие «Теремок» (отчёт по ссылке)


ИГРОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ВМЕСТЕ НАМ НЕ СКУЧНО»

28.10.23 Игровое мероприятие «Вместе нам не скучно» (отчёт по ссылке)


ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ «ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР»

26.10.23 Игровое занятие «Весёлый оркестр» (отчёт по ссылке)


Сюжетно-ролевая игра "Салон-парикмахерская"

21.10.23 Сюжетно-ролевая игра "Салон-парикмахерская" (отчёт по ссылке)


Праздничный концерт "Поздравим родителей вместе"

19.10.23 Праздничный концерт "Поздравим родителей вместе" (отчёт по ссылке)


ВИДЕООТКРЫТКА-ПОЗДРАВЛЕНИЕ ДЛЯ ЛЮБИМЫХ МАМ

18.10.23 Видеопоздравление ко Дню матери от участников объединения по интересам (отчёт по ссылке)


КВЕСТ-ИГРА «ПО ДОРОГАМ СКАЗОК»

14.10.23 Квест-игра «По дорогам сказок» (отчёт по ссылке)


Благотворительная акция "Поделись теплом своей души"

13.10.23 Благотворительная акция "Поделись теплом своей души" (отчёт по ссылке)


Хореографическое занятие объединения по интересам "Маленькие роли" 

12.10.23 Игровое занятие «Море волнуется» (отчёт по ссылке)


Занятие объединения по интересам «Маленькие роли»

12.10.23 Занятие объединения по интересам «Маленькие роли» (отчёт по ссылке)


Хореографическое занятие с использованием предмета

12.10.23 Хореографическое занятие с использованием предмета (отчёт по ссылке)


Посещение гродненского областного театра кукол 

07.10.23 Посещение гродненского областного театра кукол (отчёт по ссылке)


06.10.23 Праздничный концерт ко Дню учителя (отчёт по ссылке)


01.10.23  Поздравление с Днём учителя (отчёт по ссылке)


Спектакль "Весёлая ферма"

30.09.23 Посещение Гродненского областного театра кукол. Спектакль "Весёлая ферма" в жанре "развивающая сказка-игра". (отчёт по ссылке)


21.09.23 Объединение по интересам «Калейдоскоп игр». Квест-игра «В поисках синего зайца». (отчёт по ссылке)


20.09.23 Объединение по интересам «Калейдоскоп игр». Игровое занятие «В гостях у Царевны-лягушки». (отчёт по ссылке)


2022/2023 учебный год


17.05.23 Семинар «Особенности организации образовательного процесса с обучающимися с нарушением слуха»  для студентов педагогического факультета кафедры теории и методики специального образования УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» специальности «Логопедия» (отчёт по ссылке)


04.05.23 Мастер-класс для учителей школы-интерната «Коррекция и профилактика эмоционального выгорания у педагогов» (отчёт по ссылке)


СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «МАГАЗИН»

20.04.23 Сюжетно-ролевая игра «Магазин» (отчёт по ссылке)


ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ЗНАЕМ РУССКИЙ»

19.04.23 Внеклассное мероприятие для учащихся 6-12 классов «Знаем русский»  (отчёт по ссылке)


ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО»

17.04.23 Открытый урок по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» (отчёт по ссылке)


"Муха-Цокотуха"

25.03.23 Театрализованная инсценировка по мотивам сказки Корнея Чуковского «Муха–Цокотуха» (отчёт по ссылке)

ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

23.03.23 Общешкольное родительское собрание «Мы в ответе за будущее наших детей» (отчёт по ссылке)


ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «МИР МОИХ ЭМОЦИЙ»

21.03.23 Внеклассное мероприятие «Мир моих эмоций» (отчёт по ссылке)


Сюжетно-ролевая игра "В поликлинике"

16.03.23 Сюжетно-ролевая игра "В поликлинике" (отчёт по ссылке)


Интерактивная игра-викторина "Наши эмоции и чувства"

15.03.23 Интерактивная игра-викторина "Наши эмоции и чувства" (отчёт по ссылке)


ОТКРЫТИЕ НЕДЕЛИ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ

13.03.23 Открытие Недели звучащей речи (отчёт по ссылке)


Участие в праздничном концерте к 8 Марта

09.03.23 Участие в праздничном концерте к 8 Марта (отчёт по ссылке)


04.03.23 Посещение культурного центра "Фестивальный" (отчёт по ссылке)


«Спортивный калейдоскоп»

27.02.23  Спортивно–интеллектуальная игра «Спортивный калейдоскоп» (отчёт по ссылке)


"Калейдоскоп педагогических и методических идей"

23.02.23 Методическая выставка «Калейдоскоп педагогических и методических идей» (отчёт по ссылке)


10.02.23 Вместе весело играть! (отчёт по ссылке)


22.12.22 Благотворительная акция "Чудеса на Рождество" (отчёт по ссылке)


07.12.22 Встреча с учащимися ГУО "Гимназия №2 г. Гродно (отчёт по ссылке)


03.12.22 Посещение драматического театра (отчёт по ссылке)


02.12.22 Мастер-класс по рисованию «Снеговика» (отчёт по ссылке)


01.12.22 Концерт к Международному дню инвалидов (отчёт по ссылке)


25.11.20 Встреча учащихся с участниками театра «Арлекин» УП "Цветлит" (отчёт по ссылке)


11.11.22 Воспитательный час «Мир эмоций» (отчёт по ссылке)


22.10.22 Беседа-тренинг «Я и мой ребёнок - поиски взаимопонимания» (отчёт по ссылке)


21.10.22 Занятие объединения по интересам «Театр игр и развлечений» (отчёт по ссылке)


13.10.22 Музыкальное поздравление ко Дню матери (отчёт по ссылке)


07.10.22 Праздничный концерт, посвященный Дню пожилых людей (отчёт по ссылке)

свернуть